Победа Запада в холодной войне принесла Америке величайшую политическую возможность, какой она не имела с момента окончания второй мировой войны. Побежденные в войне нацистская Германия, империалистическая Япония стали демократиями свободного предпринимательства и союзниками США. Теперь таким же государством могла стать и Российская Федерация. Американо-российские отношения, доставшиеся президенту Клинтону, могли только снится его предшественникам от Трумэна до Рейгана. Основные американские ценности, включая свободное предпринимательство и демократию., быстро приобрели поразительную популярность у русского народа. Укрепление дружеских отношений с Америкой было первоочередной задачей российского правительства. Москва гармонично работала с Америкой буквально по всему спектру международных вопросов, включая операцию "шторм в пустыне״, направленную против государства Ирак, - клиента Советского Союза, контроль за вооружением, кульминационным моментом которого явился договор ОСВ-2, сокративший ядерные арсеналы обеих стран на 66 процентов, противоракетная защита, по вопросам которой президенты Буш и Ельцин начали переговоры, направленные на внесения изменений договора 1972 года по ОСВ, с целью принятия мер о нераспространени баллистических ракет и оружия массового поражения.
Предстоящие задачи: Создание системы свободного предпринимательства в России спустя век централизованного госконтроля экономики.
С крахом коммунизма в России не только закончилась эпоха советского государства, закончилась также советская экономическая эра централизованного планирования. Для многих россиян в январе 1992 года впервые в жизни открылась возможность заложить основы системы свободного предпринимательства. Было достаточно ясно и понятно как заложить первые кирпичи фундамента для этой системы.
Стоял не только вопрос начинать ли закладку вообще, а где и как ее начать. Переход от системы экономики централизованного гос. планирования к системе свободного предпринимательства, основанного на частной собственности, рынках и индивидуальном выборе, призывал народ к изменениям в огромных масштабах, от которых захватывало дух.
Предстояло отменить законы и постановления по управлению коммерцией.
Должна быть узаконена защита частной собственности. Предстояло укрепить уверенность народов в надежных частных контрактах;
Предстояло узаконить частные банки- посредники между капиталом и частными предприятиями, которые бы выплачивали проценты за вклады по рыночным тарифам с учетом риска по критериям рынка.
Вовлечь в подлинную конкуренцию сеть свыше 200000 непроизводительных бюджетных предприятий.
-В частное пользование должны быть переданы свыше полутора триллионов акров государственных земель для создания источник благополучия народа, а заодно обеспечить коммерческую и сельскохозяйственную аренду земли, заложить основы частной собственности на жилье и финансовую систему кредиторов в рассрочку.
Предстояло передать в частную собственность существующий жилой фонд государственного жилья советской эпохи, узаконить начало частного строительства, лучшего по качеству и площади.
Предстояло создать работающую на практике “свободу банкротства”, чтобы покончить с расточительными государственными дотациями нерентабельным предприятиям, приучить их к рыночной дисциплине;
Должны быть введены низкие налоги и упрощен налоговый кодекс, чтобы показать народу, что государство не склонно перераспределять доходы, а ищет пути развития рыночной экономики.
Должен быть узаконен кодекс торговли - свод законов, на которые бы полагались россияне и иностранцы, желающие купить или что то продать;
Должны быть убраны барьеры советской эпохи, преграждающие путь инвестициям иностранного капитала.
Открывшиеся возможности, ожидавшие Россию, радужными в 1992 году, но демонтаж советской экономической системы госконтроля и утверждение свободной рыночной экономики, основанной на решении частника производить что - то и брать на свой риск, - была задачей огромных размеров. Это требовало от правительства нового законодательства. Хотя конкретные задачи были предельно ясны: задачей нового правительства было добровольное отстранение от управления экономикой страны и оказание помощи частным предпринимателям путем учреждения их коммерческих прав, направленных на обеспечение прав на частную собственность и при заключении частных контрактов.
Фундаментальные изъяны политики администрации Клинтона в России
Во время предвыборной кампании 1992 года и в течение ряда лет своего правления, президент Клинтон четко дал понять свое нежелание вмешиваться в иностранную политику вообще, и в частности в критические вопросы политики США в отношении России. Практически, полное отсутствие нецеремониального участие президента в величайшей политической возможности за границей, открывшейся для США со времен второй мировой войны послужило причиной отсутствия четкой линий политики США в отношении России. Понятие четких политических решений по отношению к России, лишенное внимания президента, в конечном счете перешло в руки тройки подчиненных официальных лиц: вице - президента Гора/ с его помощником по иностранной политике Леона Фьюрса/, Строба Талбота, из госдепартамента, и Лоренса Саммерса, из департамента казначейства. Образование тройки Гор-Талбот - Саммерс наделило ее властью разработки и проведения русской политики в элитной ограниченной группе, диктующей политические условия без отчетности нормальным проверкам с целью балансирования со стороны исполнительных органов. Структура тройки, определяющей политическое направление, сделала остальных членов правительства либо не желающими принимать участие или не способными критически оценить направление политики администрации Клинтона. Принимаемые политические решения носили личностные предубеждения и предвзятость индивидуальностей тройки. Их небольшой круг стал эхокамерой, усиливающей их собственные взгляды, исключая информацию независимых источников, анализы и рекомендации отдела национальной безопасности, иностранной политики и профессиональных разведчиков правительства США. Образованная тройка также исключила участие конгресса США в принятии политических решений в отношении России, тем самым еще более изолировав себя от внешнего контроля и помешала создать более широкую и популярную поддержку политики, которую надо было добиться в стране и за рубежом. Как результат этого, политика администрации Клинтона неоднократно отвергалась узкопартийным большинством конгресса США.
Неортодоксальное создание тройки допустило следующее изъяны в американской внешней политике в отношении к России, начиная с 1993 года, которые заключались в:
ххх предподчтении усиления российского центрального правительства вместо направления усилий на демонтаж советского государства и строительство сиcтемы свободного предпринимательства на его развалинах;
ххх тесных личных контактах сотрудничества с несколькими российскими официальными лицами /в правительстве/ даже после того, как они оказались коррумпированными, вместо последовательного и принципиального подхода, выходящего за индивидуальные рамки;
ххх узконаправленном внимании на российскую исполнительную ветвь власти к почти полному пренебрежению российского законодательства;
ххх игнорировании зарождающихся в России демократических избирательных округов, независимых образований, что привело к попытке пресечь демократию явно недемократическим путем;
ххх нежелании направлять политику, либо сделать коррекцию курса в связи с нарастающей коррупцией и растущими доказательствами провала их политики.
Фокусируя внимание на увеличение финансирования российского правительства, на превращение государственных монополий в частные, вместо строительства фундамента системы свободного предпринимательства, администрация Клинтона способствовала тому, что миллиарды западной экономической помощи России оказались всего лишь помощью для приспособления к изменившимся обстоятельствам. Пристальное внимание тройки Гор - Талбот-Саммерс на всестороннее/ общее управление российской экономикой, вместо создания узаконенного фундамент / , что позволило бы предпринимателям открывать дело, развивать конкурентно способную рыночную экономику и создавать базу налогового сбора, - привело к провалу усилий, связанных с проведением приватизации в России.
Хуже того, предоставляя крупные займы помощи, чтобы залатать дыры в госбюджете, управляемым центральным правительством России, администрация Клинтона фактически оставила эти фонды помощи на разворовывание и их нецелевое использование обманным путем.
Со своей стороны Российское правительство было лишено способности превратить эти крупные займы помощи в настоящую экономическую реформу для проведения действительно экономической реформы. Вместо этого помощь имела противоположный эффект: она сделала возможными предоставить субсидии госпредприятиям советской эпохи для продления их существования. Эффективная и широкомасштабная денежная помощь из-за рубежа фактически способствовала усугублению российской проблемы, убивая инициативу для проведения экономической реформы и поддерживая власть государства, чья политика вела к ухудшению жизни своего народа.